На главную
Коммерческий учет энергоносителей
Материалы XXVII международной научно-практической конференции

ИСТОРИЯ КОММЕРЧЕСКОГО УЧЕТА В Г. ТОМСКЕ
(ОБЗОР ТОМСКИХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ).

А.Н. Колесников

27 февраля 2003 года.
Областная Дума приняла, хоть и не планировала, программу "Народный счетчик". Пользуясь своим правом, на ее рассмотрении настоял губернатор. Его замы вместе с энергетиками всеми силами доказывали необходимость установки в томских многоэтажках 2700 приборов учета тепла и выделения на это 197 млн. бюджетных рублей. Депутаты долго колебались. Их уверяли, что благодаря счетчикам, томичи будут гораздо меньше платить за тепло, а энергетики заменят все старые трубы. В результате программу приняли, а необходимые 200 млн. из бюджета выделили. Как тогда заметили сами думцы, ни одна областная программа еще не принималась так быстро и не обходилась так дорого.
1 марта 2004 года.
В этом году стартовала программа "Народный счетчик".
Комментарий директора НП "Региональный центр управления энергосбережением" М. И.Яворского:
Эта программа - дело архиважное. Но первым делом действительно необходимо определить правовой механизм. На наш взгляд, до того, как населению начнут предъявлять счета по показанию этих приборов учета, в свет должно выйти постановление мэра. Этот документ должен четко определить порядок расчета. Ведь счетчик учитывает потребление как тепла, так и горячей воды. Но горячая вода у нас рассчитывается на одного человека, а отопление - на площадь квартиры. Разделить надо? Надо сказать как. А потом с каждым человеком заключить соответствующий договор. Мы подготовили проект такого постановления и отдали его в мэрию, но: Если приборы будут смонтированы прежде, чем будет подготовлена юридическая основа - томичи вновь будут абсолютно бесправными. Параллельно с постановлением мэра должны быть разработаны новые платежки, в которых все должно быть предельно ясно. К примеру, должна быть указана нормальная температура в вашей квартире, а за каждое отступление от нормы - обслуживающая организация должна указать, какую скидку она предоставит потребителю. Когда программа начнет работать, на первых порах население станет платить несколько меньше. Как известно, сами по себе приборы учета не дают экономии тепла. Но это позволит жильцам возможность видеть соответствие потребления и платежа, а также даст информацию энергосервисным компаниям по мерам сокращения теплопотребления. А это уже приведет к сокращению энергопотребления и платежей. Система заработает. Если "Народный счетчик" будет работать именно в таком направлении, то я гарантирую экономию средств 30-40% и более.
23 сентября 2004 г.
Работа по установке теплосчетчиков в домах Томска завершена в максимально короткие сроки. "Томскэнерго" справилось с задачей менее, чем за полгода. Программа "Народный счетчик" была принята депутатами областной думы в конце февраля. На эти цели из областного бюджета было выделено 157 млн. рублей. Всего планировалось установить 2047 счетчиков. Из них на долю "Томскэнерго" приходилось 1931, еще 116 должно установить муниципальное предприятие "Томсктеплосеть". "Обкатка" счетчиков должна быть завершена до 20 ноября. Параллельно создается сервисная служба, которая будет снимать контрольные показатели и передавать их жилищным органам и "Энергосбыту", формирующим счета на оплату.
Пока же нерешенным остается ключевой вопрос - порядок компенсации и методика расчета потерь тепла для разных групп потребителей. Отсутствие прогресса в решении данной проблемы, по мнению бывшего директора "Томскэнерго" Николая Вяткина, делает программу "Народный счетчик" экономически нецелесообразной для областной энергосистемы.
1 января 2005 г.
Из послание губернатора Кресса. Программа "Народный счетчик" выявила много слабых мест в теплоснабжении города. Из почти 2000 счетчиков меньше половины дают экономию платежа.
1 марта 2005 г.
Комментарий директора НП "Региональный центр управления энергосбережением" М.И.Яворского: С начала отопительного сезона 2004-2005г.г. должна была действовать программа "Народный счетчик": Если бы она заработала, то, по нашим прогнозам, сокращение платежа должно было упасть на 30 процентов при условии, что тариф остался прежний. Учитывая, что тариф поднялся на 17 процентов, сокращение платежа ожидалось на 13 процентов. Поскольку жилищные органы не проявляют интереса к "Народному счетчику", снижения не произошло. Деньги на программу нашли, технология современная, а в результате бездеятельности исполнителей система не работает. Показания приборов в половине случаев превышают установленный норматив потребления.
31 января 2006 г.
Тема заседания СМИ-клуба Томского Союза журналистов, организованного при участии департамента по информационной политике и работе с общественностью обладминистрации, "Программа "Народный счетчик" и оплата жилищно-коммунальных услуг в 2006 году". Что предпримет областная власть для того, чтобы платежи за коммуналку были по карману томичам? Кто заплатит за перетоп домов в нынешнем отопительном сезоне? Кому выгодна дискредитация губернаторской программы "Народный счетчик"? На СМИ-клубе выступят первый заместитель губернатора Томской области Вячеслав Наговицын, председатель комитета по экономике и развитию ЖКХ администрации Томской области Ольга Цветкова, директор ОАО "Томские коммунальные системы" Владимир Резников, председатель Региональной энергетической комиссии Анатолий Лукьянец.
30 марта 2007 г.
Администрация Томска ищет пути решения проблемы: за счет каких средств содержать и обслуживать приборы учета тепла, установленные по программе "Народный счетчик". Как сообщает комитет по информационной политике Администрации г. Томска, заместитель мэра по ЖКХ Сергей Панасюк подчеркнул, выступая сегодня на совещании, проблема сейчас состоит в том, что не определен источник финансирования содержания и обслуживания приборов учета тепла, которые по факту переданы в собственность муниципалитету, а до недавнего времени находились в аренде у ТКС. Надо найти наиболее оптимальный вариант решения данного вопроса с учетом его социальной значимости, чтобы у счетчиков был хозяин, и были средства на их содержание. Со вступлением в силу нового Жилищного кодекса действовавший ранее муниципальный тариф на содержание счетчиков 48 копеек с одного кв. метра жилой площади может быть принят решением общего собрания собственников жилья. Но есть много малоэтажных, деревянных домов, где обслуживание счетчика потребует в десятки раз больше средств. Жильцам таких домов счетчики попросту не нужны, им выгоднее платить по нормативу. Значит, все равно без бюджетной поддержки эту проблему не решить. На совещании прозвучало несколько предложений в отношении счетчиков, в том числе безвозмездно отдать их в состав общедомового имущества или передать энергоснабжающей организации.
Как один из наиболее приемлемых вариантов - оказывать населению услугу по учету тепла специализированной организацией со 100-процентным муниципальным капиталом. В поле деятельности такой организации попадает более 4 млн. кв. метров площади, на которой базируются узлы учета тепловой энергии. В данном случае будет обеспечена большая заинтересованность в эффективной организации обслуживания счетчиков и объективность расчетов.
29 января 2008 г.
С. Купреков, директор "Центра сервисного обслуживания": "Эффективно работать можно, только если объединить все узлы учета, отдать их в одну обслуживающую организацию. Эффективность появляется за счет того, что все показания стекаются в единый центр и можно анализировать их - и по отдельности и между собой". Директор сервисного центра говорит: кому не нравится решение мэрии, могут демонтировать "народный счетчик", вернуть его мэрии и поставить свой. Желающие, кстати, уже есть. Хотя и сейчас в Томске не работает около полутысячи народных счетчиков, ими почти год никто не занимался. Счетчики не прошли поверку и по ним нельзя рассчитывать потребление тепла. Только в "Жилсервисе" таких приборов учета - 50. С.Панасюк: "Кто им мешал? Мы не трогали эту тему два года. Была тишина. Сегодня мы передали профессиональной компании". Директор "Жилсервиса" Автомонов говорит, что это мэрия ему документы на счетчики не отдает, чтобы поверку провести.
С.Панасюк: "Пусть новый купит себе прибор учета и поставит на дом". Весь Октябрьский район и часть Ленинского уже заключили договоры с Центром. М.Яворский: "Прежде, чем принимать решение и ставить под ним свою подпись, пройдите экспертизу этого решения. Есть антимонопольный комитет, защита прав потребителей, экспертный центр независимый". Людям, помнению Яворского, сейчас надо подождать. Их интересы теперь должны отстаивать антимонопольное управление и органы по защите прав потребителей. Хотя в мэрии уверяют, что уже защитили всех, кто пользуются народным счетчиком.
21 февраля 2008 г.
На этой неделе незамеченной осталась одна дата - 21 февраля исполнилось ровно 5 лет с тех пор, как областная Дума приняла программу "Народный счетчик". Программа была дорогостоящая, весьма амбициозная. И ее авторы, во главе с В.Крессом, говорили Томску тогда, что этот документ поможет не только снизить платежи за тепло, но станет точкой отсчета всей томской коммунальной реформы.
Всю неделю областная и городская власть объяснялись с энергетиками по поводу "желтых" платежек. В них льготникам насчитали долги за тепло за прошлый год. Причиной появления таких платежек, как выяснилось, стали сложные отношения между бюджетом и "Энергокомфортом". В итоге энергетики недополучили денег от власти и выставили их к оплате населению. В мэрии томичам посоветовали по долгам не платить. ... Пенсионерка Нина Николаевна живет в доме на пр. Фрунзе. Она, как и все пенсионеры-льготники, получила желтую квитанцию, по которой осталась должна энергетикам. Нина Николаевна: "Когда пришли эти бумажки, мы увидели, что здесь расчет сделан не по нашим счетчикам, а по тарифу. Получается, что я в морозном 2006 году я заплатила 2416 руб., а в 2007 году я заплатила 3708 руб.". Примечательно, что именно в этом доме 5 лет назад был установлен первый в городе народный счетчик.
В.Кресс (архив,2003 год): "Снизить плату за людей - это задача-максимум. А задача-минимум - не увеличивать. Потому что иначе лучше было бы эти 200 млн. раздать людям".
В.Наговицын, назначенный отвественным за реализацию программы, показывал план на несколько лет вперед. Именно счетчик, по мысли Наговицына, внесет ясность в коммунальное болото. Пожилая женщина: "Норматив - 12 руб., а счетчик показал - 23". В первый месяц после установки счетчика выяснилось, что в городе много домов, в которых по приборам придется платить кратно больше, чем по нормативу - стены дырявые, потерь много. ГорДума принимает решение - те, у кого нормативное потребление, будут платить по нормативу, недостающие средства возместит бюджет. С.Лазарев, бывший первый зам. Мэра (архив): "Областная администрация готова предусмотреть в межбюджетных отношениях финансовые средства для выплаты вот такой вот дотации". Таким образом, 500 приборов разом выпадают из программы, они по-прежнему считают, но их показания не интересуют никого. ... С.Панасюк: "Что сегодня произошло - если дом потребляет больше, компания занимается регулировкой дома? Нет, она просто вырубает прибор учета, и он не работает". Счетчики ломаются по всему городу. Параллельно с этим облДума обнародует результаты собственного расследования. Оказывается, почти все приборы были установлены с нарушениями. И большая их часть не может использоваться для коммерческого учета тепла. С.Никитенко, председатель контрольной палаты областной думы (архив): "Установлено 1899 счетчиков. Полный комплект документации, который позволяет сделать вывод о том, что можно использовать в качестве приборов коммерческого учета 116".
М.Яворский, директор НП "Региональный центр управления энергосбережением": "Мы провели экспертную оценку представленных населением платежных документов (желтых квитанций) и считаем необходимым публично высказать свое отношение. По нашему мнению, причины завышенной платы за январь 2008 г. следующие: ошибки в начислении платежей при перерасчете стоимости тепловой энергии за 2007 г. для части населения, имеющей льготы; расчет платы за январь 2008 г. выполнен по методике, находящейся вне правового поля законодательства РФ; в расчетах не использованы показания приборов учета тепловой энергии; нормативы, утвержденные решением администрации Томска в декабре 2006 г., использованные при расчете платежей за январь 2008 г., не соответствуют требованиям нормативных документов РФ. Потребителям тепловой энергии обязательно оплатить за январь 2008 года ту сумму, которую они сочтут возможным и необходимым, до полного выяснения обстоятельств. А администрации Томска совместно с Томским филиалом "ТГК-11" привести документы в соответствие с действующим законодательством РФ, проанализировать и устранить имеющиеся отклонения в расчетах и учесть указанные корректировки в платежных документах за февраль 2008 года. ... Считаем необходимым, чтобы федеральные контролирующие органы: прокуратура Томской области, Томское управление федеральной антимонопольной службы, Томское управление Роспотребнадзора провели тщательную проверку платежных документов на соответствие действующему законодательству РФ, а результаты проверки опубликовали в СМИ с указанием виновных".
22 февраля 2008 г.
Тариф, по решению РЭК Томской области, вырос на 17,1% - с 579,56 руб/Гкал до 678,78 руб/Гкал. А плата за тепло для населения увеличилась у кого на 30%, у кого на 50%, а у кого и на 70%. Цифры расхождения с официальным ростом тарифа во всех домах разные. В доме на ул. Ф.Мюнниха, 3 тепло стало на 68 % дороже, чем в прошлом году. В доме по ул.Сибирской, 108 тепло подорожало на 52%. ... Главная проблема кроется не в росте тарифа, а в том, кто и как определяет объем тепла, который потребляет каждый дом в отдельности. Даже при самом низком тарифе дому можно насчитать такое количество потребленных гигакалорий, что глаза на лоб вылезут. ...
В желтой платежке с перерасчетом не указано, откуда взялись данные по объему потребления тепла домами. ...
В.Катанухин, житель дома по ул. Крылова, 6-а: "Показания "народного счетчика" от нас прячут специально. Им ведь нужно с кого-то взять деньги за то тепло, которое отапливает улицу через дырявые трубы, парящие колодцы и "голые" тепломагистрали, идущие по открытому воздуху. Они навесили этот свой "небаланс" на жителей". ... Н.Колесова, начальник Энергосбыта томского филиала "ТГК-11": "В 2007 году плату за тепло по 1/12 брали по показаниям приборов учета за 2006 год. Тогда работали практически 90% теплосчетчиков. А в 2007 году их работало примерно около 300-350 (по программе "Народный счетчик" в Томске было установлено 1899 теплосчетчиков). При отсутствии данных теплосчетчика мы считаем по нормативу". Подозрения томичей о том, что теперь их рассчитывают за тепло не по счетчикам, полностью подтвердились: их рассчитывают по нормативу. А норматив почти всегда значительно выше реального потребления тепла. ... Кому томичи должны сказать спасибо за грабеж? Видимо, руководителям города. Н.Николайчук и С.Панасюк неоднократно заявляли, что приборы учета, установленные по губернаторской программе "Народный счетчик", являются собственностью муниципалитета. На этом основании мэрия и отказывается передавать счетчики жителям или УК. Ответственность за то, что показания подавляющей части теплосчетчиков не принимаются для коммерческого учета тепла, полностью лежит на чиновниках мэрии. Конечно, г-н Николайчук может сказать, что такая ситуация сложилась еще до того, как его назначили первым заместителем мэра. Но тогда почему он не бьет тревогу по поводу того, что у народа украли "Народный счетчик"? Напротив, первый заммэра клятвенно заверяет, что с теплосчетчиками проблем нет. ...
Завышенные нормативы потребления тепла были приняты горДумой третьего созыва, которую тогда возглавлял Н.Николайчук, с подачи компании "Томские коммунальные системы". А затем господин Николайчук вновь утвердил эти нормативы уже в качестве первого заместителя мэра. .
27 февраля 2008 г.
Н. Николайчук: "Я программу "Народный счетчик" взял под свой контроль".Там, где приборы учета не работали, переплаченные суммы необходимо вернуть. Было установлено 1800 счетчиков, на сегодня работает половина. И УК, и жилищники, когда перешли на 1/12, эти приборы забросили. Программа, которая помогала людям экономить, сегодня на грани остановки. Мы нашли организацию, которая будет эксплуатировать эти приборы учета. Мы должны сделать все, чтобы в ближайший месяц перейти на оплату по факту, уйти от 1/12. ... Во многих домах, где приборы учета стоят, и люди платят по факту, нет никаких проблем. Люди понимают, за что они оплачивают. ... За обслуживание этого прибора нужно будет заплатить, но если этот прибор реально помогает экономить тепло".
3 марта 20008 г.
На аппаратном совещании Виктор Кресс поручил контрольному комитету обладминистрации детально разобраться с программой "Народный счетчик". "Реализацию программы подкосили две вещи. Это переход на оплату тепла по 1/12 и, главное, незаинтересованность в успехе программы энергетиков и коммунальщиков. Проведите тщательную проверку всех счетчиков - какие работают, какие разграблены. Еженедельно я хочу получать информацию по этому вопросу. Сегодня есть вариант, при котором мы можем вернуть оплату "по факту", а значит, программа "Народный счетчик" должна работать", - заявил губернатор.
12 марта 2008 г.
Н.Николайчук дал главам районов срок до 1 апреля.. Сегодня в томских домах 1899 приборов учета тепла, но учитывать можно показания только четверти "Народных счетчиков", остальные не поверены. Счетчики должны проверить специалисты. И поверкой народных счетчиков вправе заниматься Центр сервисного обслуживания. Ранее - это подразделение "ТКС", потом МУП "ТЭК" и "Томскэнерго". Их задача сегодня - срочно осмотреть все приборы учета. С.Купреков, директор ООО "ЦСО": "У нас такая задача возникает из года в год. При переходе к новой структуре возникает какой-то провал, когда обслуживание приборов не ведется. В течение полугода приборам не оказывалось должное внимание". В результате этих организационных перетасовок больше всех пострадал Кировский и Октябрьский районы. В Октябрьском не поверенными остались около 40% счетчиков. Д.Мальцев: "На сегодняшний день все нормализовалось, есть ответственные люди, есть поручение Николая Алексеевича. 4 недели нам дано". Все компании, обслуживающие дома, должны заключить договоры на поверку и обслуживание народных счетчиков.
13 марта 2008 г.
Городские власти обещают, что к концу марта все раскуроченные и разграбленные теплосчетчики будут восстановлены. Губернаторская программа "Народный счетчик", в которую вбуханы сотни миллионов рублей, была задумана для того, чтобы жители четко знали, сколько они реально потребляют тепловой энергии и горячей воды, за что платят. ... Областные чиновники от ЖКХ настаивают, что приборы учета должны находиться в составе общего имущества многоквартирного жилого дома. Наиболее эффективным прибор учета тепловой энергии становится в том случае, если существует лицо, заинтересованное в его правильной работе, - ТСЖ или УК. ... Жилищники говорят о том, что они готовы взять на себя обслуживание многострадальных счетчиков, если они станут их собственностью. Но для этого УК должны приобретать тепло по прибору учета от энергоснабжающей организации. Это заставит жилищников заниматься энергосбережением: утеплением окон, дверей, чердаков. Если же счетчиками распоряжаются поставщики услуг - энергетики или коммунальщики, это уже весы с односторонним циферблатом: непонятно, сколько там накрутили, что он показывает и как производятся начисления. ... Что ситуацию необходимо кардинально менять, поняли и в мэрии. В начале марта и.о. мэра города поручил главам районов совместно с департаментом ЖКХ до конца месяца привести в рабочее состояние все 1899 приборов учета тепла, установленных по программе "Народный счетчик" в Томске. Правда, уже сейчас настораживает такой момент: все теплосчетчики переданы мэрией в аренду Центру сервисного обслуживания, который взял на себя обязательство в течение трех месяцев на всех домах привести приборы в порядок. Жилищные УК остаются в стороне от этого процесса, а потому по-прежнему не будут испытывать особой заинтересованности в обслуживании приборов, утеплении домов.

Сведения об авторе:
Колесников Александр Николаевич, к.т.н., руководитель службы PR ЗАО "ПромСервис", г. Димитровград,
Т/ф (84235) 2-18-07, 4-58-32, 6-69-26.
promservis@promservis.ru
www.promservis.ru


В ЧЕМ ПРИЧИНА ТОМСКОЙ НЕУДАЧИ?
М.И. Яворский, А.Н. Колесников

Почему в Томске оказался не у дел "народный счетчик"?

Ознакомившись с исторической справкой, Вы либо запутаетесь в круговерти всеми повторяемой мантры "Виноваты Москва и Постановление Правительства №307 об оплате 1\ 12", либо поверите в заговор местных масонов, пожелавших угробить репутацию губернатора В.Кресса. Окончательно все замутили "желтые платежки", которые вызвали такую бурю протестов, что правящая элита готова призвать в виновники хоть дьявола, лишь бы скрыть от общества собственный непрофессионализм. Удивительнее всего то, что Томск является интеллектуальным центром Сибири. Как в высокообразованном регионе, в котором правит знающий и порядочный губернатор, где действует лучший в России "Центр энергосберегающих технологий" случился такой конфуз?
Томск, наверное, первый город страны, где практически во всех многоквартирных домах за счет бюджета были установлены коллективные приборы учета - всего около двух тысяч. За тепло "по факту" хотят платить многие. Именно этим мотивировали установку приборов учета. Кажется, все логично, понятно, а главное: неправильно!
Для начала напомним хорошо забытые азы.
Учет и регистрация отпуска и потребления тепловой энергии организуется с целью:
- контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребления;
- контроля за рациональным использованием тепловой энергии и теплоносителя;
- документирования параметров теплоносителя: массы (объема), температуры и давления;
- осуществления взаимных финансовых расчетов между энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии;
- внедрения ресурсосберегающих мероприятий.

Коммерческий учёт воды и тепловой энергии должен создавать условия для гармонизации отношений между поставщиками и потребителями, для эффективного использования энергоресурсов, для энергосбережения.
Ни одна из этих целей достигнута не была.

1. Контроля за тепловыми и гидравлическими режимами как такового не было, так как не было определено исходное состояние системы теплоснабжения. Начинать надо было с энергетического обследования. Куда ставить приборы, куда не ставить. Когда запускалась программа "Народный счетчик", томичам обещали, что по приборам учета теплоэнергии они будут платить меньше. А меньше население платить не стало. Почему?
Во-первых, потому что по приборам учета счета населению никто в полном объеме еще не предъявлял. Во-вторых, в постановлении Госстроя России "Об эксплуатации жилого фонда" есть раздел "Теплоснабжение". Там сказано, что сотрудники жилищной организации должны обеспечить равномерный прогрев всего дома и учесть требования по энергосбережению. Дом должен быть отрегулирован так, чтобы температура в квартирах круглый год была 20 градусов. За это вы платите по статье "техобслуживание". На самом деле этого никто не делает. Приборы учета фиксируют, что один дом почти не греется, а другой все время перетапливается. Например, доподлинно известно, что наряду с домами, где идет большой перерасход тепла, есть дома, где приборы практически ничего не показывают. Потому что показывать нечего, тепло туда не поступает. Сначала надо сравнить показания счетчика с договорной нагрузкой на этот дом, привести их в соответствие, отрегулировать, и только после этого рассчитывать по прибору учета. Вот тогда люди действительно начнут платить меньше. Все приборы враз ввести в городе невозможно, это глупость. Если исходить из существующих правил и просто здравого смысла, надо было делать все поэтапно. Поставили теплосчетчик, тут же пришли с комиссией, проверили, все опломбировали, отрегулировали дом, и сразу же начали рассчитываться по прибору учета, не дожидаясь остальных домов. И так поочередно по всем домам, по каждой тепломагистрали отдельно. В конечном счете, именно так придется делать.
Именно по этому принципу построено освоение денег по постановлению №185: установка приборов учета -только часть энергосберегающих мероприятий, которые необходимо провести на ремонтируемом жилфонде.

2. Контроль за рациональным использованием тепловой энергии отсутствовал, потому что это было никому ненужно. Жители благополучных домов были обрадованы свалившейся с неба халявой (все было сделано на бюджетные деньги),а , когда система стала давать сбои, сильно не противились: хуже ведь не стало. Жители энергорасточительных домов вообще ничего не замечали- им выплачивались дотации из бюджета. Народный счетчик должен был стать отправной точкой энергосбережения. Ведь если цифры на нем зашкаливают сверх всяких разумных пределов, значит, дом нужно утеплять, а также вовремя регулировать подачу тепла. Похолодало на улице - настроить систему на один режим работы, потеплело - на другой. Для тех, кто может себе позволить, лучше вообще перевести все на автоматику, которая сама регулирует подачу тепла в зависимости от температуры наружного воздуха. Человек начинает контролировать процесс, когда может на него повлиять. Почему после установки квартирных электро- и водосчетчиков наблюдается заметное снижение потребления? Потому что легко регулировать и нагляден результат. В случае общедомовых приборов это не так. Достичь реальной экономии можно, избавившись от перетопов при использовании погодного регулирования. Но это уже этап следующий - из серии "совершенству нет пределов".

3. О документировании показаний разговор особый.
Собственно говоря, абсолютная величина количества потребленного тепла мало что дает: людей интересует соблюдение комфортных норм проживания, т.е. качество теплоснабжения. Все знают, что энергоснабжающие организации имеют привычку в холод недотапливать, а при плюсовой температуре за окном перетапливать. Задокументировано трехкратное превышение количества теплоты по сравнению с необходимым. Информация из центра сервисного обслуживания, который изначально и создавался под "народный счетчик", любопытна. Стоимость приборов учета, модема, компьютеров и других составляющих имущественного комплекса - около 300 миллионов рублей. Всего в городе было установлено порядка 1900 коллективных приборов учета, которые охватили все многоквартирные дома, где есть муниципальные квартиры, за исключением ТСЖ. Мы ведем речь о примерно 1400 счетчиках, каждый из которых был установлен на отдельный дом. ЦСО обслуживает всего порядка 700 штук, причем только 300 из них прошли обязательную специальную экспертизу (поверку). И только показания этих трехсот приборов могут сегодня официально учитываться. Всего же в этом году под поверку должны были попасть около 900 приборов! Но это очень дорого - работы по поверке одного узла учета стоят примерно 7000 рублей. Однако проблема не только в цене, но и в том, что счетчики по большому счету брошены.

4. Взаимные финансовые расчеты между потребителями и поставщиками оказались проваленными. Любой потребитель должен иметь возможность по запросу получить полную и доступную для понимания информацию о количестве и качестве предоставленных услуг и финансовых взаимоотношениях. Особый интерес представляет вопрос о добротности или истинности показаний. В Томске есть фирмы, которые входят в сговор с потребителями и настраивают счетчики так, что они показывают заниженное по сравнению с реальным потребление тепла. Такие фирмы надо ловить и наказывать, лишать лицензии, а может и передавать в правовые органы. Но населению надо не подозревать энергетиков и ТКС во всех смертных грехах, не подкручивать счетчики в нужную сторону, а взять в привычку разбираться в том, что им предъявляется к оплате. Люди должны понимать, что в платежках значит та или иная цифра, а они этого знать не хотят.
Теперь по поводу тарифов. К любой продукции обязательно прилагается инструкция по применению. Региональная энергетическая комиссия выпускает тариф (тарифное меню), но нигде не объясняет, как им пользоваться, хотя это точно такая же продукция. А, например, в тарифном меню свердловского РЭКа все подробно расписано: какая цифра, откуда берется. Соответственно, жители свердловской области с большим доверием относятся к своим тарифам и энергетикам, чем жители Томской области. Власти в неэффективности программы "Народный счетчик" винят постановление правительства о взимании 1\12 части суммарного потребления за год предшествующий. На самом деле, причина в откладывании "на потом" диспетчеризации узлов учета: не имея надежной системы диспетчеризации невозможно оперативно отслеживать работу всей системы теплоснабжения. В итоге, добились полной непрозрачности системы расчета платежей, отсутствия контроля за качеством предоставляемых услуг и доказательной базы для судебных тяжб. Введение приборного учета в десятки раз увеличило количество расчетных операция, необходимых для выставления счетов. Существовавшая на тот момент система расчетов просто захлебнулась. За комплексный результат-достижение реальной экономии и гармонизация интересов - никто не отвечал.. Не была создана инфраструктура по обслуживанию приборов. Квинтэссенцией неразберихи являются слова главного инженера УК "Мой дом" Александра Трофимова: " Практически все счетчики на нашем фонде работают до сих пор, Другое дело, что весь год ими никто не занимался - не снимал показания и не ремонтировал.".
Нормативно-правовая база по энергосбережению в Томской области заслуженно считается лучшей в России. Тем не менее, практика выявила много не прикрытых правилами и инструкциями стыков. Не удалось разработать нормативно-правовые акты, позволяющие добиться баланса интересов поставщиков и потребителей энергоресурсов. Не было определено,: в чьей собственности должны находиться узлы учета , кто должен оплачивать обслуживание ? Кто с кем должен заключать договор на установку прибора учета тепла? Какие обязанности энергоснабжающей организации должны быть прописаны в договоре теплоснабжения? Кто должен показания счетчика энергонадзору отдавать? Кто должен каждой семье в подъезде счет отдавать? Кто собственник приборов учета? И т.д. и т.п. Эти вопросы должны были быть решены на муниципальном уровне. Наконец, отношения в сфере энергопотребления должны быть саморегулируемыми.
Главное, что должен понять потребитель - он равен в своих правах с энергоснабжающей организацией, и их отношения регламентируются только Гражданским кодексом. А это означает, что защиту ущемленных интересов и потребителям, которым предоставляют услуги ненадлежащего качества или несвоевременно выплачивают субсидии, и муниципалитету, который подвели подрядчики, и фирмам, с которыми не рассчитывались за оказанные услуги, следует искать в суде. Вместо этого по старой советской привычке стали пачками слать жалобы во все мыслимые и немыслимые инстанции. Власть должна быть заинтересована в создании правового климата, в организации коммерческих фирм, которые оказывали бы юридическую помощь населению. Зимой 2007-2008 г.г. возник скандал из-за небаланса по теплу 40%, за который пришлось расплачиваться населению. А почему никто не обратился в суд ? Потому что нет не только "привычки судиться", но нет и договоров на обслуживание ни с одной из организаций. Либо власть с помощью юридических фирм должна разработать эти договоры, либо юрист по обращению гражданина. В этих документах должны быть четко прописаны права и обязанности сторон. И тогда не будет повода для пустого возмущения по поводу очередного необоснованного повышения тарифов и стояния в пикетах. Сейчас все говорят, что приборы учета теплоэнергии еще более усугубили небаланс. Но ведь они для этого и поставлены. Вот, мол, появился небаланс неизвестно за счет кого. Правильно, а до этого его оплачивало население, а теперь должны поставщики тепла - надо выполнять свои функции по регулированию систем теплоснабжения. Для этого счетчики и появились, чтобы выявить недостатки. Прибор сам по себе экономии не дает, он лишь фиксирует реальное положение дел. Если много лет был бардак, и вы за него рассчитывались по расчетно-балансовому методу, то теперь вы рассчитываетесь по приборам. Однако прибор тоже может показывать неверно, поэтому он должен быть легитимным. Каждый теплосчетчик должен быть поверенным и иметь сертификат. Конечно, надо учитывать российскую специфику. Если есть возможность что-нибудь хапнуть, то жулик никогда мимо этого не пройдет. Когда контролеры приходят раньше жулика, который чего-то уже подкрутил, а исправить не успел, то ловят этого жулика за руку. Некоторые фирмы лишались лицензии. Для проверки создается комиссия, куда входят представители Госстандарта, Энергонадзора, энергоснабжающей организации, фирмы, которая ставила прибор, и потребители. Но для этого должна быть воля власти. Проводя проверку использования бюджетных средств, направленных на реализацию программы "Народный счетчик", контрольная палата областной думы в качестве технических экспертов привлекала специалистов Томского регионального центра управления энергосбережением. Отчет контрольной палаты стал причиной скандала, но основной упор депутаты и СМИ делали на финансовой части проверки. А между тем именно технические погрешности при установке теплосчетчиков снижают эффект дорогостоящей программы. Однако скандал благополучно замяли.
А власти Томска проигнорировали отчет контрольной палаты. Необходимо наказать административно и финансово виновных и заставить тех, кто поставил некачественные приборы, исправить свою недоработку. На 909 приборов сегодня нет сертификатов Госстандарта. Точнее, на данный тип прибора сертификат есть, но эти счетчики были поставлены в другой комплектации. А если хотя бы элемент прибора заменен, то он подлежит дополнительной сертификации. Изначально несертифицированных теплосчетчиков было больше. По многим узлам учета замечания были учтены, а по 909 приборам остались. Конечно, их показания могут быть правильными, но не факт . По закону нет юридического документа (сертификата), на основании которого с населения можно брать деньги по этим приборам. Допустим, согласно показаниям счетчика вам предъявили платежку за тепло. А вы узнали, что счетчик не сертифицирован. В этом случае вы можете отказаться платить по счетчику, и оплатить по нормативам.
Приборы учета сегодня находятся в собственности муниципалитета. Тот, в свою очередь, отдавал их в аренду энергетикам - сначала "Томскэнерго", затем ТКС, и те занимались их содержанием, выставляя через управляющие компании населению счет - 48 копеек с квадратного метра. Последний претендент на аренду - ТГК-11 - от счетчиков отказался, сославшись на высокую арендную плату. Действительно, она составляет 29 миллионов рублей в год, причем оплата населения - те самые 48 копеек с "квадрата" - ее даже не покрывает. Но основная причина в том, что энергетики попросту не заинтересованы в экономии ресурса. Счетчики должны принадлежать собственникам, так как по закону это общее имущество дома. А уже они должны обеспечить готовность приборов. Компания, которая будет обслуживать дом или им управлять, автоматически становится исполнителем услуг. Снятие показаний с приборов, их ремонт и многое другое станут ее обязанностью. А когда есть исполнитель, то и есть с кого спросить. Об этом как раз и говорит закон:такова точка зрения Роспотребнадзора. Да, вполне логично получается: народный счетчик отдать народу. Кстати, этого варианта придерживаются и сами УК. После того как исчез арендатор, они на такого исполнителя и претендовали, но счетчики в собственность жителей так и не были переданы. Заключать же договор на обслуживание с людьми, которые не имеют никакого отношения к приборам учета, юридически рискованно. Поэтому в ряде компаний поступили просто: закрыли приборы учета на замок и перестали выставлять населению 48 копеек. Энергетики, не получая показаний, выставляют людям норматив. Одним словом, счетчики работают, а никому до них дела нет. Такая точка зрения очень привлекательна, проблема в том, что УК могут обанкротиться. В Томске уже был прецедент. Этот случай нигде в законодательстве не прописан. Мэрия сделала все возможное, чтобы сохранить жилой фонд, для этого пришлось объявить ЧС, дать полномочия администрациям района разрешить УК до проведения собраний в жилых домах обслуживать эти дома. Сегодня дома с отоплением, водой, но люди платили деньги. И где эти деньги на проведение капитального ремонта? Тем не менее, хозяина народному счетчику ищут. Занимается этим муниципалитет, правда, у него несколько иная точка зрения. "Если счетчики окажутся в руках управляющих компаний, проблем не избежать", - говорит заместитель мэра Томска, директор городского департамента ЖКХ Сергей Панасюк. "Они начнут устанавливать разные тарифы на содержание приборов, и окажется, что в одном доме жители будут платить те же 48 копеек с "квадрата", а в другом - три рубля. В результате счетчик из народного превратится в антинародный. Кроме того, приборы устанавливали исходя из идеи централизованной системы сбора данных. Поэтому счетчики должны находиться в одних руках - нам, как и прежде, нужен арендатор".На роль такого хозяина претендует сам центр сервисного обслуживания, который ранее был подразделением энергетиков, а сейчас выделился в самостоятельную единицу. Впрочем, примут ли такой расклад дела городские депутаты - пока неизвестно. Вопрос, кто должен заниматься счетчиком, не решен до сих пор.
Вот как все сложно. А согласно приказу губернатора порядок в системе коммерческого учете должен быть наведен до 1 апреля.
Реализация коммерческого учета невозможна без согласованной работы органов исполнительной и законодательной власти, энергетиков, приборостроителей, коммунальщиков и потребителей. Этого невозможно добиться командноадминистративными методами - нужна правильная мотивация всех участников.

Сведения об авторах:
Яворский Михаил Иосифович, д.т.н., директор Томского регионального центра знергоресурсосбережения, г. Томск
(3822)46-42-38,
olga@es.tomsk,ru,
Колесников Александр Николаевич, к.т.н., руководитель службы PR ЗАО "ПромСервис", г. Димитровград,
т/ф (84235) 2-18-07, 4-58-32, 6-69-26.
promservis@promservis.ru
www.promservis.ru